Фрагмент для ознакомления
2
Советский период характеризуется тем, что, несмотря на провозглашение федеративного устройства в конституциях РСФСР и СССР, фактически эти государства функционировали как унитарные. Они представляли собой совокупность административно-территориальных еди-ниц. Хоть и было две ступени управления, настоящую власть удерживала главенствующая партия с её ключевыми структурами. Впрочем, в ответ на опасения распада страны, партийные дебаты привели к признанию этни-ческого фактора как фундаментального для государственного строя. Это обусловило появление и укрепление национальных руководящих сил.
Во времена Советского Союза территориальные приобретения часто следовали за военными столкновениями и обычно оформлялись через ди-пломатические каналы. Это процесс рассматривался как восстановление правды в историческом контексте. В результате, структура страны развива-лась путём добавления новых республик и областей, при этом иногда проис-ходили изменения в границах уже существующих единиц. С момента основа-ния СССР до весны 1940 года количество союзных республик увеличилось вчетверо. Внутренние границы менялись, в основном, для решения экономи-ческих задач. Национальный принцип устройства и право на выход из состава государства впоследствии стали основой для усиления сепаратист-ских настроений.
Как отмечается в научной литературе «процесс формирования новой российской государственности начался на рубеже 80–90-х годов минувшего века, когда на повестку дня, наряду с другими, встал вопрос о расширении самостоятельности РСФСР в рамках союзного государства. В постановке этого вопроса самые различные политические силы – от коммунистов до их противников, от либералов до демократов и т. п. – были на удивление еди-ны» .
Некоторые авторы справедливо отмечают, что «принятие на первом Съезде народных депутатов РСФСР Декларации о суверенитете породило и недовольство центра, и «войну законов» между ним и РСФСР. Выразилось это в том, что российские власти отменяли действие союзных законов на сво-ей территории, союзные – действие законов российских, и дало дополни-тельный импульс дальнейшей активизации сепаратистских настроений наци-ональных элит других союзных республик. Референдум в марте 1991 г. остановил, было, центробежные тенденции, но августовские события их ускорили» .
К моменту распада СССР казалось, что все условия для быстрого формирования новой российской государственности уже созданы. Однако процесс затянулся до конца 1993 года. Одной из причин этого стала попытка некоторых политических сил адаптировать советскую систему управления к новым условиям России. Несмотря на ожидания, что переход к новому по-литическому устройству будет стремительным, реальность оказалась иной. Часть политического спектра пыталась найти компромисс между устаревши-ми советскими структурами и новыми требованиями времени, что значитель-но замедлило процесс становления нового государства. Таким образом, стремление некоторых политиков сохранить элементы советской системы в условиях новой действительности стало важным фактором, повлиявшим на задержку формирования современной российской государственности.
В период с 1991 по 1993 годы Российская Федерация столкнулась с угрозой распада, подобной той, что пережила в 1917 году. Эта проблема возникла после распада СССР, и некоторые республики и административные единицы внутри России начали заявлять о своих стремлениях к независимости. В ответ на это центральное правительство предприняло ряд политических шагов, чтобы сохранить единство страны. Среди этих мер бы-ли уступки лидерам республик, подписание Федеративного договора и реорганизация территорий, где преобладало русское население. Эти дей-ствия, наряду с исторически сложившимися связями, помогли удержать це-лостность государства, несмотря на все трудности того времени.
Как подчеркивает А.В. Бекиш «не только размеры страны, но и исто-рически сложившаяся дифференциация экономического развития различных ее частей, ментальное разнообразие этносов и другие особенности предопре-деляют федеративное устройство современной России. Разработчики новой российской Конституции не пошли на полный отказ (он состоял в изъятии права на сецессию) от сложившихся к этому времени реалий. Она, впрочем, как и все, ей предшествующие, заявила о федеративном характере устрой-ства государства. Как известно, стараниями соратников первого Президента России проект Конституции был передан на экспертизу Венецианской комис-сии Совета Европы и получил в целом положительный отзыв экспертов. Критику вызвали в основном статьи, посвященные именно государственному устройству» .
Как отмечается в научной литературе «в современной России имеют место быть четыре вида субъектов федерации: национально-государственные, национально-территориальные, административно-территориальные и города федерального значения. Хотя Конституцией РФ провозглашено их равноправие, как между собой, так и в отношениях с фе-деральным центром, правовой их статус различается, что дает повод харак-теризовать Россию как асимметричную федерацию» .
Исходные начала федеративного устройства закреплены в Основном законе, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами между-народного права. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целост-ности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Феде-рации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Законодательство предусматривает основополагающие принципы фе-деративного устройства Российской Федерации, своеобразие администра-тивно-территориального устройства нашей страны и особенности федера-лизма в России.
Рассмотрим эти принципы:
1. Целостность государства. В.А. Кочев отмечает, что «целостность характеризуется интегрированностью государственно-территориальной структуры РФ как федеративного государства» .
2. Единство системы публичной власти. Этот основной принцип присутствует в деятельности органов публичной власти как по «вертикали», так и по «горизонтали». Функционирование публичной власти по «вертика-ли» характеризуется следующими особенностями:
- единство государственной власти по «вертикали» характеризуется структурной схожестью федеральных органов государственной власти и ор-ганов государственной власти субъектов Федерации.
Единство государственной власти по «горизонтали» проявляется в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации выступают в качестве единой государственной власти - федеральной и субъекта Федерации соответственно.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осу-ществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем каждая из ветвей является самостоятельной. Помимо это-го, в ст. 71 и 72 прописаны предметы ведения федеральных органов госу-дарственной власти РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ соответственно. Статья 73 гласит, что «вне пределов ведения РФ и полномо-чий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти».
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. В.А. Кочев опре-деляет этот принцип как равное право всех народов РФ на сохранение этни-ческой (национальной) идентичности, проявляющейся в особенностях языка, верований, традиционного образа жизни .
Согласно ч. 1. ст. 1 Международного пакта об экономических, соци-альных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, «все народы имеют право на само-определение. В силу этого права они свободно устанавливают свой полити-ческий статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» .
5. Равноправие субъектов РФ. Равенство субъектов РФ включает сле-дующие структурные элементы:
- во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ);
- все субъекты РФ обладают равными правами и обязанностями: вправе иметь свое законодательство, не противоречащее федеральному законода-тельству, создавать на своей территории собственные органы публичной власти.
Отталкиваясь из конституционных норм, следует иметь ввиду отдель-ные отличия прав и обязанностей субъектов:
- статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией рес-публики. Следовательно, конституционная норма показывает право респуб-лик иметь Конституцию и отсутствие этого права у других субъектов;
- в соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции республики вправе уста-навливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федера-ции.
Конституционный Суд РФ касательно независимости субъектов РФ дал следующее разъяснение: «Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исклю-чает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в еди-ной системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъ-ектов РФ» .
Основа Российской Федерации — федеративное устройство, закреплён-ное в Конституции. Это обуславливает её сходство с другими федеративными странами, хотя есть и уникальные черты, отражающие индивидуальность страны.
В части 1 и 4 статьи 5 Конституции закрепляется равноправие субъек-тов Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции говорится, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равно-правных субъектов Российской Федерации.
Однако, в ч. 2 ст. 4 Конституции происходит некоторого рода диффе-ренциация субъектов, так республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автоном-ная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Кроме того, в статье 66 Конституции провозглашается перечень субъ-ектов Российской Федерации и оговаривается, что статус республики в соста-ве нашего государства определяется Основным Законом государства и кон-ституциями субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, конституционно-правовой статус края, области, городов федерального значения, автономной области и автономных округов определяется Конституцией Российской Фе-дерации и уставом субъектов. Следовательно, конституционно-правовой ста-тус субъекта определяется совместно субъектом с Российской Федерацией. В этой статье Конституции содержится указание на то, что статус субъекта Рос-сийской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.
№ 6–ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7–ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2–ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11–ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 1–ФКЗ) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496–ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. URL: https://www.consultant.ru/ doc– ument/cons_doc_LAW_5429 (дата обращения: 20.12.2024).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10–П. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2024).
4. О статусе столицы Российской Федерации: закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4802–1 //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. –№ 19.–ст. 683.
Книги, монографии, учебные пособия
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
6. Конституционное право. Часть 1 : учебное пособие / сост. С. А. Буданов, В. В. Карпунина, А. А. Косых [и др.] ; ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России. – Воронеж, 2022. – 160 с.
7. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4–е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2017. – 624 с.
Научные статьи и публикации:
8. Архипова Т.Г., Сенин А.С. Государственное устройство современной России в контексте истории ее государственности // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2023. – № 4–2. – С. 254–270.
9. Байрамова Н.Ю. Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 2. – С. 1617.
10. Бекиш А.В. Политико–правовой анализ государственного устройства Российской Федерации и США // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 8. – С. 615–617.
11. Кадаев А.А. Конституционно–правовой статус автономной области в Российской Федерации: история, текущее состояние и перспективы развития // Школа науки. – 2020. – № 6. – С.67.
12. Колмычек П.И., Опарин В.Н. О некоторых аспектах конституционно–правового статуса автономной области и автономных округов // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 76–й научно–практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3–х частях. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – Краснодар, 2021. – С. 245–247.
13. Кочев В.А. Понятие и принципы федеративного устройства // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. научных трудов по материалам VI Междунар. науч.–практ. конф. (2–4 апреля 2019 г.). – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – C. 130–135.
14. Кошокова С.Я., Скичко А.А. Принципы и особенности построения и развития федеративного устройства в современной России // Эпоха науки. – 2022. – № 30. – С. 294–298
15. Прудников А.С., Малахов В.П. Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно–правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 4. – С. 37–39.
16. Шамаева К.В. Некоторые методологические подходы к изучению конституционно–правового статуса субъекта в составе Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 4. – С. 36 – 39.